Вы только представьте, какой колоссальный поток информации обрушивается на ребенка в первые 10 лет его жизни – он должен узнать все и обо всем. Путем прикосновений ребенок чувствует структуру и теплоту вещей, глазами видит все вокруг, с помощью запахов определяет, что ему нравится, а что нет. Но как же дальше развивать познания маленького человечка, чтобы он развивался полноценным членом общества? Об этом прекрасно знают воспитатели, которые проводят познавательные занятия в детском саду, начиная уже с ясельных групп.
Цель занятий в детском саду
У ребенка должны развиваться не только 5 органов чувств, но и внимание, мышление, восприятие, память, воображение, умственная деятельность, речь, способность сравнивать, анализировать. Чем любознательней малыш, тем больше пользы принесут ему занятия в детском саду.
Рассказать ребенку что-либо об окружающем его мире можно не только в игровой форме, но и в форме каких-либо занятий, например, рисования, лепки, ручного труда. В этом случае ребенок научится чувствовать поверхность, различать цвета, формы, и таким образом начнет отделять каждый предмет от его свойств.
Познавательно-речевые занятия
Детей нужно знакомить не только с миром природы, но и с миром людей, поскольку всем им придется жить в социуме и общаться с другими людьми, со сверстниками, взрослыми тётями и дядями. Именно поэтому познавательно-речевые занятия в детском саду играют одну из главных ролей. Прогрессивные воспитатели знают, что нет ничего лучше, чем диалог со сверстниками. Для начала ребенку необходимо обогатить его словарный запас, постоянно называя не только предметы, но и их свойства, качества. Если малыш услышит новое слово, он переспросит, что оно означает и с полным ответом лучше его запомнит.
Нельзя детей ругать за то, что у них неправильная грамматика – в этом все дети: они создают свои словосочетания и слова, рифмы, грамматические конструкции и лишь путем проб и ошибок учатся правильно говорить. Перед воспитателями стоит задача лишь направить и подправить ребенка, если он говорит что-то неправильно.
Хотя бы 1-2 раза в день перед детьми нужно ставить задачу провести заданный диалог друг с другом. Разбить их на пары или на небольшие группы, дать несложное задание (девочкам разговор о куклах, мальчикам, как всегда, о машинках). Пускай они разговаривают друг с другом, а воспитатель будет слушать, и в случае неправильной постановки речи поправлять её. Таким образом, ребенок будет стараться говорить правильно, чтобы лишний раз его не поправляли перед сверстниками. Однако учебная мотивация и прямые указания в этом случае не действуют – дети делают и говорят, что хотят, поэтому их нужно заинтересовать для достижения хорошего результата.
Из чего состоят познавательные занятия?
Любые занятия в детском саду должны иметь свою цель, последовательность и план проведения. Познавательные занятия можно разбить на такие составляющие:
Развитие при помощи прикосновений
Это элементарные игры в детском саду, которые помогают детям обследовать предмет, прикоснуться к нему, осмотреть со всех сторон. Однако им обязательно нужно указывать на цвет, форму, величину предмета, а затем научить малышей видеть различия между предметами с одинаковыми названиями, например: одинаковые лопатки, но одна желтого, а другая зеленого цвета, одна маленькая, другая большая, одна квадратная, другая овальная.
Знакомство с деталями
В этом случае детям предлагаются игры со «строительным материалом», например, пластилин, кубики, фигурки. В результате ребенок может услышать такие названия предметов, как цилиндр, кирпичик, призма, пластина. Можно попросить ребенка повторить построить фигурки в такой последовательности, как это сделал воспитатель, а потом дать волю фантазии малыша. С такими играми малыша легко научить соотношению размеров и форм, например, дать две машинки разных размеров и уточнить, что для одной нужен маленький гараж, а для другой очень большой. Обязательным является приучение детей собирать свои игрушки.
Познание целостной картины мира
Помимо того, что дети должны знать названия предметов в из ближайшем окружении, они должны понимать, для чего они нужны и представлять связь между ними, например: из тарелки едят, а из чашки пьют, для тарелки нужна вилка, а для чашки ложка. Дети познают, из какого материала сделан тот или иной предмет, например, из ткани, дерева, глины, бумаги, находить пару к предмету по цвету, предназначению, величине. Малышей необходимо знакомить с окружающим транспортом: сначала можно показывать им просто картинки, а потом выйти на прогулку и показать легковые и грузовые автомобили на дороге.
Помимо предметов вокруг познавательные занятия в детском саду должны ознакамливать детей с природой, животными и растениями. У каждой группы должны быть свои игрушки, которые имитируют тех или иных животных, а еще лучше, если в домашнем детском саду собраны их развивающие собратья, показывающие, как выглядят животные и какие звуки они произносят. Нужно называть не только кота и собаку, но и их детенышей: котенка и щенка, чтобы дети понимали разницу. Конечно, ничто не заменит наглядный живой пример на улице – понаблюдайте с детьми за птицами, за играми кошек и собак, за бабочками. Однако, уже в детском саду детям нужно прививать не только познания, но и доброту, переживания за ближнего, научите их подкармливать голубей или бездомных животных. К растениям также нужно относиться с бережностью, рассказывать детям о том, что большие ивы, растущие возле детского сада, были посажены много лет назад и новое деревце еще не скоро обзаведется большой кроной, а если сорвать с дерева веточку, то ему будет больно. Давайте детям не только познавательные, но и воспитательные уроки.
Воспитатели должны каждый день выводить детишек на прогулку, и во время игр рассказывать им о временах года, насколько красива природа в период цветения, опадания листьев или в заснеженную пору.
Автор: Яна Дейнеко
Комментарии