Когда мы были маленькие, наши родители вряд ли задумывались о нашем раннем развитии. До годика нас хорошо кормили, большинство из нас уже в год шустренько бегали, хорошо разговаривать мы начинали годика в 2-2,5. И вряд ли кто-нибудь из наших родителей думал об обучении ребенка разговору, письму, чтению, общению и другим «предметам» еще с пелёнок.
Сегодня же мамочки знают о том, что существуют специальные методики раннего развития детей, которые были разработаны выдающимися педагогами и учеными. Каждая методика вносит в развитие малыша что-то свое, и какой методики стоит придерживаться – решать только вам.
Методика Марии Монтессори
Итальянка, психолог и педагог Мария Монтессори изначально разработала свою методику для умственно отсталых детей, однако впоследствии она была прекрасно переделана для здоровых детишек. Такие методики раннего развития детей, как предлагает Монтессори, предоставляют ребенку самообучение, самовоспитание и саморазвитие, однако за всем этим, несомненно, нужно четко следить взрослому человеку (родителям или воспитателю).
По мнению Марии, ребенок должен обо всем узнавать сам через все органы чувств: понюхать все, что только возможно, потрогать, ощутить вкус, то есть лично контактировать с предметами. Если данной методики придерживаются в дошкольном заведении, то вначале дня каждому малышу дается на выбор определенные занятия в детском саду, и малыш сам выбирает, что ему хочется делать, а в конце дня каждый из них рассказывает свои впечатления, и что нового ему удалось узнать. В каждом возрастном периоде у ребенка лучше всего развиты те или иные восприятия, поэтому их нужно вовремя «уловить»:
— 0-3 года – ребенок воспринимает порядок;
— 0-5,5 лет – развивается сенсорное восприятие;
— 0-6 лет – у ребенка развивается речь;
— 1,5-2,5 года – ребенок воспринимает маленькие предметы;
— 1-4 года – у малыша развиваются действия и движения;
— 2,5-6 лет – развиваются социальные навыки.
Негативные стороны этой методики раннего развития детей:
• Ребенок не чувствует авторитета воспитателя или родителя, поскольку позиция старших не научить, а наблюдать со стороны.
• У ребенка нет выбора зоны действия, он не может проводить полноценные детские игры, которые так важны в столь раннем возрасте.
• Группы, занимающиеся по методике Монтессори, состоят из детей разного возраста, поэтому воспитали просто не смогут дать каждому отдельно взятому ребенку то, что необходимо ему в данный период жизни.
Методика Глена Домана
Нельзя не признать правоту Домана, который очень четко подметил, что за первые 6 лет жизни каждый человек узнает об окружающем мире больше, чем за всю оставшуюся жизнь. А чтобы ребенок познал мир еще глубже, родителям не нужно прилагать никаких особенных усилий – на каждом этапе развития малыша его маме и папе придется делать все новые карточки, которые помогают малышу в развитии. По карточкам ребенок начнет читать и познавать математику.
Во-первых, все, что написано на карточках, должно быть большим и красного цвета. Во-вторых, слова ребенку выучить удается быстрее, нежели буквы, поэтому не нужно разбивать слово «мама» или «папа» на буквы «м», «а», «п». Конкретные словосочетания отложатся в голове у ребенка гораздо лучше, нежели непонятные ему загогулины. Так же поступают и с математикой: вместо того, чтобы писать непонятные цифры, нужно показывать ребенку карточки с красными кружочками и вместе с ним считать их. Зрительная память намного лучше, поэтому у ребенка зачастую всплывает образ трёх кружочков, нежели самой цифры 3.
Помимо умственного развития, ребенок должен получать и физическое, поэтому Глен Доман разработал свою систему подвижных игр и упражнений, которыми необходимо заниматься с малышом с первых дней его жизни. Все мышцы малыша должны быть задействованы в гимнастике, потому что в будущем такие детки будут намного опережать своих сверстников.
Методика Н.А. Зайцева
Все мы прекрасно помним, как любили в детстве играть с картонными или пластиковыми кубиками, на которых были нарисованы мультяшные герои и написаны отдельные буквы. Преподаватель математики и грамматики, Н. А Зайцев, взял эту детскую игры за основу своей методики и разработал не просто потешные кубики, а кубики обучающие, которые помогают детям познавать мир писания и чтения через слоги.
Каждое занятие детишки поют отдельные слоги, прохлопывают их, изучают склады (сочетание согласной буквы с гласной или согласной с мягким или твердым знаком). Все кубики различны по размеру, цвету и наполнению, благодаря чему их звучание также различается. Отдельные склады находятся на гранях кубика, и ребенок со временем начнет самостоятельно складывать из них слова. В первые годы жизни малыш лучше запоминает звуковые и зрительные моменты, нежели общую неинтересную информацию, поэтому ему легче почувствовать разницу между буквами при помощи звучащих по–разному кубиков.
Методики раннего развития детей обязательным условием ставят следующее: атмосфера обучения должна окутывать ребенка не только в садике, но и дома. Его обязательно должны окружать музыкальные инструменты, игрушки, которые издают звуки, пазлы, кубики с разрезными картинками, строительные наборы. Дома вся квартира должна быть увешана определенными таблицами, а каждое бытовое занятие родителям нужно сопровождать методическими инструкциями.
Система Никитиных
Когда в семье два педагога, им проще справляться со своими детьми, поскольку оба родителя знают, что в первую очередь нужно их детям. Они уверены, что самое важное – развитие малыша до 3-х лет, причем важно не только следить за питанием и температурным режимом ребенка, но и за умственным и творческим развитием. По утверждению Никитиных, если не начать вовремя нагружать отдельные участки мозга малыша, то они будут просто бездействовать и со временем атрофируются. Так что родителям нужно поддерживать любой интерес их чад, который появляется у них до 3-х лет.
Много внимания уделяется и физическому развитию детей – в раннем возрасте их начинают закалять, обливать холодной водой, разрешают ходить круглый год по дому босиком и в одних трусиках. Никитины разработали также массу тренажеров и различных приспособлений, которые становятся для детей обычным предметом обихода.
Вальдорфская педагогика
Если многие методики раннего развития детей направлены на то, чтобы уже до школы они стали чуть ли не вундеркиндами, которые умеют быстро читать и красиво писать, то вальдорфская педагогика станет единственным исключением из основных правил.
Философ Рудольф Стайнера приложил немало усилий для того, чтобы разработать эту методику, но многие из нас вряд ли поймут её. Социальный аспект в этом случае играет последнюю роль, и его прививают ребенку только с 13-14 лет. До этого ребенок должен развиваться творчески, его адаптация к детскому саду происходит очень гладко. Зачастую нет отдельных вальдорфских детских садов или школ – все они взаимосвязаны. Итак, правила вальдорфского детского садика (детки до 6 лет):
— в садике царит приветливость, спокойствие, доброжелательность, нет толкотни, суеты, ненормативной лексики;
— помещения отделаны природным материалом, а в зависимости от возрастной группы, каждый год стены перекрашиваются в определенный цвет;
— нагрузка на память уменьшена практически до нуля, то есть никаких уроков писания, чтения или счета;
— ребенок развивается творчески и физически;
— весь процесс воспитания основан на примере и подражании.
Вальдорфская школа (дети от 6 до 14 лет):
— вместо обычных тетрадей в линейку и в клеточку у детей нелинованные тетради большого формата;
— учебников нет;
— отметки отсутствуют;
— уроки длятся по 1,5-2 часа;
— обучать чтению начинают в 3-м классе;
— учебный процесс спланирован под ход развития каждого ученика;
— образование основывается на интересах ребенка;
— все предметы в школе преподаются поэтично и художественно;
— один учитель на все предметы с 1-го по 8-й класс;
— запрещены компьютеры и телевизор.
От родителей требуется максимального творчества и участия во всех планах детского садика и школы. Многим родителям не под силу подобное воспитание их чад, поскольку им самим придется постоянно шить костюмы для выступлений, шить кукол и подручных материалов, делать свечи, доставать природные материалы, будь то речная глина или непряденая шерсть.
Автор: Яна Дейнеко
Комментарии